«Использование кругов Эйлера для развития логического мышления и речи»


Игра с кругами Эйлера

Игра «Что внутри?»

Цель: формирование операций классификации по нескольким   признакам, развитие логического мышления.

Ход игры: Раскладывается два круга разного  цвета. Детям даётся задание разложить фигуры так, чтобы внутри зелёного круга оказались все круглые фигуры, а внутри жёлтого – все желтые. ( Для выполнения задания используются карточки-символы или условные изображения). У детей возникает затруднение, куда положить желтые круги. Их место в общей части двух кругов. Показать пересечение кругов и туда поместить желтые круги.



Игра «Круги Эйлера (блоки Дьеныша)»

Цель: формирование операций классификации под двум   признакам, развитие логического мышления.

Ход игры: Раскладывается два круга разного  цвета. Детям даётся задание разложить фигуры так, чтобы внутри голубого круга оказались все круглые фигуры, а внутри красного – все синие. ( Для выполнения задания используются карточки-символы или условные изображения). В пересечении кругов будут помещены фигуры  круглой формы синего цвета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Продукты питания»

Цель: формирование операций классификации по двум   признакам, развитие логического мышления, речи.

Ход игры: Раскладывается два круга разного  цвета. Детям даётся задание разложить фигуры так, чтобы внутри зелёного круга оказались все картинки, на которых изображены продукты питания, а внутри жёлтого круга все картинки на которых изображены предметы круглой формы. В пересечении кругов будут помещены картинки с изображением апельсина и яблока. Задаётся вопрос детям:

-Что находится внутри зелёного круга?

-Хлеб, сосиски, банан

-Назовите, одним словом?

-Продукты питания

-А что находится внутри жёлтого круга?

-Монета, колесо, солнце

-Эти предметы, какой формы?

-Круглой

-Картинки с изображением каких предметов оказались у вас  внутри кругов в пересечении ?

-Яблоко и апельсин?

Как назовем, одним словом?

-Фрукты

-Почему картинки с изображением фруктов вы ребята положили в пересечение кругов?

-Потому что апельсин и яблоко круглой формы и  относятся к продуктам питания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Зелёное, деревянное»

Цель: формирование операций классификации по двум   признакам, развитие логического мышления, речи.

Ход игры: Раскладывается два круга разного  цвета. Детям даётся задание разложить фигуры так, чтобы внутри зелёного круга оказались все картинки, на которых изображены зелёные предметы, а внутри жёлтого круга все картинки на которых изображены предметы, сделанные из дерева (деревянные). В пересечении кругов будет помещена картинка с изображением зелёного карандаша. Задаётся вопрос детям:

-Что находится внутри зелёного круга?

-А что находится внутри жёлтого круга?

-Эти предметы, сделаны из чего?

- Из дерева

-Значит они какие?

-Деревянные

-Что находится в пересечении кругов, картинка с изображением какого предмет а?

- Карандаша?

-Почему?

-Потому что карандаш сделан из дерева он деревянный и зелёного цвета.

 




 

 
 

 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
«Использование кругов Эйлера для развития связной речи дошкольников»
Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания. Элементами модели описательного рассказа становятся символы.
Для развития связной речи, овладение приемом  сравнительного описательного рассказа являются заместители качественных характеристик объекта: 
-принадлежность к родовидовому понятию; 
-величина; 
-цвет; 
-форма; 
-составляющие детали;  
-качество поверхности; 
-материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов); 
-как он используется (какую пользу приносит)? 
-за что нравится (не нравится)?
Пример составления сравнительного описательного рассказа с использованием кругов Эйлера.
«Сравнительное описание кошки и собаки»
Для начала нужно выделить схожие  признаки:
Кошка и собака – это домашние животные. О них заботится человек. Он их кормит, ухаживает за ними. Тело кошки и собаки покрыто шерстью. У этих животных есть голова, туловище, уши, хвост, лапы.
А затем выделяем различия:
У кошки – кошачий, а у собаки – собачий хвост. Кошка бело-черного цвета, а собака – рыжего. Кошка мяукает, а собака – лает. Кошка любит пить молоко и есть рыбу, а собака грызть кости. Кошка и собака приносят пользу человеку. Собака охраняет дом, а кошка ловит мышей.
Уважаемые родители,  предлагаем вам совместно с детьми дома составить описательные рассказы с использование кругов эйлера 
Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:
-принадлежность к родовидовому понятию; 
-величина; 
-цвет; 
-форма; 
-составляющие детали; 
- качество поверхности; 
-материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов); 
-как он используется (какую пользу приносит)? -за что нравится (не нравится)?
«Сравнительное описание перчаток и рукавиц»
«Сравнительное описание апельсина и лимона»

Литература:
1. Бакаева М.Н. Развитие опосредованной памяти при заучивании стихов с помощью зрительных опор // Логопед. - 2011. - № 7. – 120с
2. Корвякова Н. Ф. Применение пиктограмм в работе с детьми с особыми потребностями // Проблемы патологии развития и распада речевой функции. – СПб., 1999.

3. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.,2001.
Игры на развитие логического мышления с использованием кругов Эйлера
Модели кругов Эйлера способствуют у детей развитию неординарной формы мышления, развитию логики и памяти.


Круги Эйлера - это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов.
Они были изобретены Леонардом Эйлером в 18 веке и с тех пор широко используются в различных прикладных направлениях.
С помощью кругов Эйлера ребёнок учится строить модели, отражающие обобщённые, существенные черты множеств объектов, овладевает действием наглядного моделирования.
Слово – единица языка, выражающая понятие. Оно всегда несёт смысловую нагрузку и имеет определённое звуковое оформление. Развитие словаря зависит от многих факторов, одним из которых являются уровень развития мышления ребёнка, обобщающие слова становятся доступными пониманию и употреблению лишь тогда, когда сформирована мыслительная операция обобщения. У детей с ОНР отмечается дефицит не только обобщающих слов, но и слов наименований (ягод, птиц, деревьев, частей предметов). Также недостаток словаря проявляется в неточности употребления обобщающих слов (домашние животные – это добрые животные). Трудно даётся выделение существенных признаков предмета. По мере развития речи и мышления постепенно пополняющийся словарь систематизируется, упорядочивается, складывается в семантические поля или образования слов, связанных по смыслу. Такому развитию способствуют в ряду различных технологий игры с кругами Эйлера.

Комментариев нет:

Отправить комментарий