Игра с кругами Эйлера
Игра
«Что внутри?»
Цель:
формирование
операций классификации по нескольким
признакам, развитие логического мышления.
Ход
игры:
Раскладывается два круга разного цвета.
Детям даётся задание разложить фигуры так, чтобы внутри зелёного круга
оказались все круглые фигуры, а внутри жёлтого – все желтые. ( Для выполнения задания используются карточки-символы или
условные изображения). У детей возникает затруднение, куда положить
желтые круги. Их место в общей части двух кругов. Показать пересечение кругов и
туда поместить желтые круги.


Игра
«Круги Эйлера (блоки Дьеныша)»
Цель:
формирование
операций классификации под двум
признакам, развитие логического мышления.
Ход
игры:
Раскладывается два круга разного цвета.
Детям даётся задание разложить фигуры так, чтобы внутри голубого круга
оказались все круглые фигуры, а внутри красного – все синие. ( Для выполнения задания используются карточки-символы или
условные изображения). В пересечении кругов будут помещены фигуры круглой формы синего цвета.

Игра
«Продукты питания»
Цель:
формирование
операций классификации по двум
признакам, развитие логического мышления, речи.
Ход
игры:
Раскладывается два круга разного цвета.
Детям даётся задание разложить фигуры так, чтобы внутри зелёного круга
оказались все картинки, на которых изображены продукты питания, а внутри жёлтого
круга все картинки на которых изображены предметы круглой формы. В пересечении
кругов будут помещены картинки с изображением апельсина и яблока. Задаётся
вопрос детям:
-Что находится внутри зелёного круга?
-Хлеб, сосиски, банан
-Назовите, одним словом?
-Продукты питания
-А что находится внутри жёлтого круга?
-Монета, колесо, солнце
-Эти предметы, какой формы?
-Круглой
-Картинки с изображением каких предметов оказались у
вас внутри кругов в пересечении ?
-Яблоко и апельсин?
Как назовем, одним словом?
-Фрукты
-Почему картинки с изображением фруктов вы ребята
положили в пересечение кругов?
-Потому что апельсин и яблоко круглой формы и относятся к продуктам питания.
Игра
«Зелёное, деревянное»
Цель:
формирование
операций классификации по двум
признакам, развитие логического мышления, речи.
Ход
игры:
Раскладывается два круга разного цвета.
Детям даётся задание разложить фигуры так, чтобы внутри зелёного круга
оказались все картинки, на которых изображены зелёные предметы, а внутри жёлтого
круга все картинки на которых изображены предметы, сделанные из дерева (деревянные).
В пересечении кругов будет помещена картинка с изображением зелёного карандаша.
Задаётся вопрос детям:
-Что находится внутри зелёного круга?
-А что находится внутри жёлтого круга?
-Эти предметы, сделаны из чего?
- Из дерева
-Значит они какие?
-Деревянные
-Что находится в пересечении кругов, картинка с
изображением какого предмет а?
- Карандаша?
-Почему?
-Потому что карандаш сделан из дерева он деревянный
и зелёного цвета.


«Использование кругов Эйлера для развития связной речи дошкольников»
Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания. Элементами модели описательного рассказа становятся символы.
Для развития связной речи, овладение приемом сравнительного описательного рассказа являются заместители качественных характеристик объекта:
-принадлежность к родовидовому понятию;
-величина;
-цвет;
-форма;
-составляющие детали;
-качество поверхности;
-материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
-как он используется (какую пользу приносит)?
-за что нравится (не нравится)?
Пример составления сравнительного описательного рассказа с использованием кругов Эйлера.
«Сравнительное описание кошки и собаки»
Для начала нужно выделить схожие признаки:
Кошка и собака – это домашние животные. О них заботится человек. Он их кормит, ухаживает за ними. Тело кошки и собаки покрыто шерстью. У этих животных есть голова, туловище, уши, хвост, лапы.
А затем выделяем различия:
У кошки – кошачий, а у собаки – собачий хвост. Кошка бело-черного цвета, а собака – рыжего. Кошка мяукает, а собака – лает. Кошка любит пить молоко и есть рыбу, а собака грызть кости. Кошка и собака приносят пользу человеку. Собака охраняет дом, а кошка ловит мышей.
Уважаемые родители, предлагаем вам совместно с детьми дома составить описательные рассказы с использование кругов эйлера
Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:
-принадлежность к родовидовому понятию;
-величина;
-цвет;
-форма;
-составляющие детали;
- качество поверхности;
-материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
-как он используется (какую пользу приносит)? -за что нравится (не нравится)?
«Сравнительное описание перчаток и рукавиц»
«Сравнительное описание апельсина и лимона»
Литература:
1. Бакаева М.Н. Развитие опосредованной памяти при заучивании стихов с помощью зрительных опор // Логопед. - 2011. - № 7. – 120с
2. Корвякова Н. Ф. Применение пиктограмм в работе с детьми с особыми потребностями // Проблемы патологии развития и распада речевой функции. – СПб., 1999.
3. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.,2001.
Игры на развитие логического мышления с использованием кругов Эйлера
Модели кругов Эйлера способствуют у детей развитию неординарной формы мышления, развитию логики и памяти.
Круги Эйлера - это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов.
Они были изобретены Леонардом Эйлером в 18 веке и с тех пор широко используются в различных прикладных направлениях.
С помощью кругов Эйлера ребёнок учится строить модели, отражающие обобщённые, существенные черты множеств объектов, овладевает действием наглядного моделирования.
Слово – единица языка, выражающая понятие. Оно всегда несёт смысловую нагрузку и имеет определённое звуковое оформление. Развитие словаря зависит от многих факторов, одним из которых являются уровень развития мышления ребёнка, обобщающие слова становятся доступными пониманию и употреблению лишь тогда, когда сформирована мыслительная операция обобщения. У детей с ОНР отмечается дефицит не только обобщающих слов, но и слов наименований (ягод, птиц, деревьев, частей предметов). Также недостаток словаря проявляется в неточности употребления обобщающих слов (домашние животные – это добрые животные). Трудно даётся выделение существенных признаков предмета. По мере развития речи и мышления постепенно пополняющийся словарь систематизируется, упорядочивается, складывается в семантические поля или образования слов, связанных по смыслу. Такому развитию способствуют в ряду различных технологий игры с кругами Эйлера.
Комментариев нет:
Отправить комментарий