Советы логопеда

                                            Средняя группа

Рекомендации родителям от учителя-логопеда на летний период

Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах.

Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться». Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с родителями, владеющими приемами логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем. Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах, предоставить материал по закреплению речевых навыков (домашние логопедические тетради, копии выученных стихов, пересказов и т.д.) и убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры.

Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения. В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные. Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!   

Также обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители должны решать ежедневно. Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).   

Для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по магазинам и т.д.

Искренне надеюсь, что Вы сохраните за лето нашу совместную работу.

Упражнения для автоматизации звуков

1.                Следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения, иначе проделанная работа за год может пойти насмарку: "недоавтоматизированные" звуки могут "потеряться" (исчезнуть из громкой речи), тогда необходимо будет работу с логопедом начинать заново.

2.                2. Исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова.  Поправляйте речь ребёнка СПОКОЙНО, произнося слово, верно,  не требуйте СРАЗУ повторить слово правильно. Главное, обратить внимание на неверное произношение!

Упражнения для развития фонематических процессов

1.                Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1, 2, 3, 4?)

2.                Придумывание слов с определённым количеством звуков.

3.                Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков. (Какое слово получится из этих звуков: «к-о-ш-к-а).

4.                Образование новых слов с помощью «наращивания звуков. (Какой звук надо добавить к лову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля – Коля, Толя, Поля).

5.                Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом, лом-ком.)

6.                Отобрать картинки или назвать слова, в названиях которых 4-5 звуков.

7.                Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на  3-ем месте. (Шуба, уши, кошка.)

8.                Составление слов различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: сам, нос, рама, шуба, стол, волк.  и т.д.

Упражнения для развития слоговой структуры слова

(слогового анализа и синтеза)

1.                Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1?2?3?)

2.                Придумывание ребёнком слов с определённым количеством слогов

3.                Составление слов из слогов, данных в разбивку. (Слоги потеряли своё место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ка-сум).

4.                Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов. (Какое слово получится из слогов: го-ло-ва).

5.                Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове. (Положить картинки, названия которых состоят из односложных слов, в одно место, а названия которых из 2, 3, 4-сложных слов - в другое).

6.                Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.

7.                Выделять гласные звуки. (Столько слогов в слове, сколько гласных) и т. д.

Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи

1.                Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один сад, а много сады,  гулял где за садом, много это глаза – а один …, много это уши – а одно …, одна конфета – а шесть … и т.д.)

2.                Упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы и т. д.):

3.                - Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький …,     маленькая куколка, а большая …,

4.                - Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль …

5.                - Назови детенышей животных: кто у медведицы – медвежата, у   коровы - …, у слонихи - …, у овцы - … и т.д.

6.                - Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т.д.

7.                - У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т.д.

8.                - Если днём жара, то день жаркий, а если мороз - …, ветер - …, дождь -… и т.д.

9.                Поиграть в словесную игру. Намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»)

10.           Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.

Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка

1.                Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова.

2.                Сочиняйте стихи, рифмы.

3.                Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.

4.                Игра в слова:  «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению»

5.                Объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.

Упражнения на развитие связной речи

1.                Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.

2.                Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.

3.                Расспрашивайте о важных для него событиях.

4.                Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.

5.                Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.

6.                Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составляйте предложений по заданным словам и т.д.

Полезные ссылки:https://mishka-knizhka.ru

https://deti-online.com/ 

https://iqsha.ru/

https://allforchildren.ru/

https://mersibo.ru/

Консультация для родителей

           Игры, направленные на развитие связной речи.

Ребенок, имеющий нарушения звукопроизношения вполне может быть успешен и в жизни и при обучении в школе. Но если у него не развита связная речь, бедный словарный запас и он не умеет строить самостоятельное речевое высказывание, то обучение в школе будет довольно проблематичным :ребенок не сможет усваивать материал устных предметов, будет избегать самостоятельных ответов на уроках, не сможет писать под диктовку, опираясь на память (а большинство детей не успевает записать текст, пока учитель диктует и дописывают его по памяти),будет испытывать трудности при восприятии и понимании содержания задач по математике. Да и общение с другими людьми у такого ребенка будет складываться нелегко. Поэтому именно развитие связной речи одна из главных  задач в дошкольном возрасте.

Связная речь включает в себя: словарный запас (лексика) и грамматический строй речи (умение правильно употреблять слова в речи, согласовывать слова в предложении друг с другом в роде, числе, падеже, менять форму слова, образовывать слова с помощью приставок, суффиксов, путем сложения корней слов, правильное использование предлогов). Кроме того в понятие «связная речь» входит умение строить предложение, составлять рассказ, вести диалог, формулировать собственные мысли.

Наиболее часто встречающиеся трудности: бедность словарного запаса,трудности с подбором антонимов и синонимов, нарушение связи слов в предложении, нарушение структуры предложения (пропуски подлежащего или сказуемого),трудности с пониманием и использованием предлогов, аграмматизмы (употребление неправильной, искаженной формы слова, нехарактерной для русского языка-например: Много КОРОВОВ)при словоизменении, образование уменьшительно-ласкательной формы слова, образование относительных и притяжательных прилагательных, подбор однокоренных слов, неумение составлять связное высказывание.

Игры, направленные на расширение словарного запаса:

-Игра «Наоборот» :я скажу тебе слово, а ты слово «наоборот» .Например: вода бывает холодная, а бывает…(горячая),длинный-…(короткий), тонкий-…(толстый) и т. д.

-Игра «По-другому» :назови слово по-другому: смелый-…(храбрый),умный-…(сообразительный),идет-…(шагает) и т. д.

-Игра «Назови одним словом»: стол, стул, диван-как это назвать одним словом? (мебель).Таким образом закрепляются обобщающие понятия: овощи, фрукты, транспорт ,инструменты одежда, обувь ,дикие и домашние животные, деревья, птицы, рыбы, грибы, цветы и т. д.

Игры, направленные на формирование навыка словообразования:

-Игра «Волшебник»-я тебе назову большой предмет, а ты его сделай маленьким Например: ДОМ…(домик),СУМКА-…(сумочка), КОВЕР-…(коврик), ДЕРЕВО-…(деревце) и т. д.

Другой вариант этой же игры: Я назову один предмет, а ты сделай, чтобы их стало много. Например: МАШИНА-…(машины),УХО- (уши).Попробуйте и наоборот, мама называет много предметов, а ребенок -один.

-Игра «Магазин»-на образование относительных прилагательных. Например: ребенок -«продавец» должен подсказать маме, как правильно называется сок ИЗ ЯБЛОК-яблочный, ИЗ ВИНОГРАДА-виноградный. Таким же образом можно играть в ресторан, делая заказы: мне КАРТОФЕЛЬНОЕ пюре, ОВСЯНУЮ кашу, ОГУРЕЧНЫЙ салат. Можно выбирать наряды: ШЕЛКОВОЕ платье, ШЕРСТЯНОЙ свитер, МЕХОВУЮ шубу, ЗОЛОТОЕ украшение. Главное ,чтобы ребенок понял связь между существительным и полученным из него прилагательным. Например: ножницы из железа-ЖЕЛЕЗНЫЕ, стакан из стекла-СТЕКЛЯННЫЙ и. т. д.

-Игра «Прятки»- на образование притяжательных прилагательных. Например: вы договариваетесь с ребенком о правилах игры: все звери в лесу попрятались, НО Я ВИЖУ ЗА КУСТОМ ЛИСИЙ ХВОСТ, значит там-…(лиса), В ДУПЛЕ БЕЛИЧЬИ УШИ-кто там? Далее попросите ребенка самого придумать чьи части тела и где он заметил. Поиграйте с детьми в эту игру, и увидите, сформирован ли у ребенка достаточный речевой опыт для правильного словообразования или он будет нещадно коверкать русский язык, допуская забавные, но все же ошибки.

-Игра «Родственные слова»-мы используем на занятиях для этой игры пирамидку, но можно слова обозначать любыми предметами, например фишками, и устроить соревнование «кто больше назовет родственных слов». Здесь нужна предварительная работа, чтобы ребенок понял, что такое слова-родственники: сначала предложите картинки «река» , «море», «моряк». Пусть ребенок сам определит, какие слова из предложенных-родственные. Объясните, что в родственных словах есть общая, одинаково звучащая часть. Но и по смыслу они должны быть близки ,например в словах «рис» и «рисунок» есть общая часть, но смысл разный. Теперь попробуйте задать главное слово и подобрать к нему слова-родственники. Например слово СНЕГ. Помогайте ребенку наводящими вопросами: из снега ,значит какой? (снежный),а кого сделали из снега (снеговика, Снегурочку…),а когда падает снег это что? (снегопад).За каждое правильно названное слово дается фишка, либо надевается колечко на пирамидку, все что угодно-но итоговое количество слов ребенок должен увидеть и удивиться-как много слов из одного можно образовать! Вряд ли с первого раза эта игра пройдет удачно, но с 3-5 раза ребенок начнет понимать правила словообразования, и легко будет в школе подбирать проверочные слова ко многим орфограммам. Результат стоит потраченных усилий!

Игры, направленные на формирование грамматического строя речи (связь слов в предложении)

-Игра «Хвастунишка»-суть игры в умении поставить заданное слово в родительный падеж. Взрослый-хвастунишка, он «хвастается» любыми предметами (желательно разного рода),а ребенок, отвечает, что у него этого нет. Например:  У МЕНЯ ЕСТЬ РУЧКА –(а у меня нет ручки), У МЕНЯ ЕСТЬ ДЕРЕВЬЯ-а у меня нет деревьев, У МЕНЯ ЕСТЬ ОКНА- а у меня нет окон. Следите, чтобы существительное в ответе ребенка было в том же числе, что и заданное вами слово. Другие падежные формы тоже требуют отработки, просто задавайте ребенку вопросы, ответ на которые предполагает различные падежные формы. Например: у кого на ногах копыта, чем защищается слон и т. д.

-Игра «Счетовод»-пусть ребенок поупражняется в согласованиии различных существительных с числительными: одна лодка, две лодки, пять лодок, одно ведро, два ведра, пять ведер…и т. д.

-Игра «Детектив»-направлена на активизацию пространственных предлогов. Вы выбираете любой предмет, ребёнок закрывает глаза, предмет помещается на видимое место в комнате. Ребёнок должен сказать, где находится потерянный предмет-на шкафу, за столом, под стулом и т. Он может описать, как до него добраться: пойти прямо, повернуть у дивана, заглянуть под стол. Либо просто сказать, откуда предмет надо достать: из-под стола, из- за шкафа, с подоконника и т. д.

-Игра «Потерянное слово»-вы демонстрируете ребенку сюжетную картинку, говорите предложение, пропуская существительное или сказуемое. Ребенок должен дополнить предложение. Например:---долбит дерево (дятел долбит дерево). Мальчик-----руки (мальчик моет руки).Можно и полезно поработать с деформированным предложением.(Например: Мальчик разбил стеклом мяч. Девочка ведет поводок на собаке.)Перед ребенком ставятся две задачи: определить, в чем ошибка и исправить ее, проговорив предложение правильно.

Необходимо и крайне полезно спрашивать ребенка о содержании прочитанных вами сказок, стихов, рассказов ,просить составить предложения по картинкам, рассказы по серии сюжетных картинок, сказки и рассказы из заданных слов и на свободную тему.

Помните, что связная речь ребенка-результат его речевого опыта, помогите его сформировать.

Консультация для родителей:

 Пальчиками играем – речь развиваем.

«Ум ребенка находится на кончиках пальцев»

В. А. Сухомлинский

Эти выводы не случайны. Движения пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие. Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка.

Жизнь ребенка - это игра, в которой он познает мир, учится, развивается, растет. Пальчиковая гимнастика — это игры с пальчиками. Пальчиковая гимнастика важна для ребенка с самого его рождения. Ребенку необходима ласка взрослого и его присутствие. Они позволяют устанавливать контакт с ребенком и вызывают у него массу положительных эмоций. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга). С развитием двигательных навыков тесно связано звукопроизношение, автоматизация звуков, формируется интонация, выразительность голоса, а также мимика, пластика, точность и координация как общей, так и мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика используется на всех видах деятельности, а также в процессе проведения утренней гимнастики. Работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект. Пальчиковая гимнастика, проводимая ежедневно, позволяет превращать скучные виды деятельности в увлекательные, способствует улучшению функционального состояния корковых мозговых структур, мелкой моторики, а также речевой деятельности.

Ученые доказали, что движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой.

1. Выполнение ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

3. Ребёнок учится концентрировать и правильно распределять свое внимание.

4. Речь ребенка становится более четкой, ритмичной, яркой, усиливается контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

6. У ребёнка развивается воображение и фантазия.

7. Пальцы приобретают силу и гибкость, что в дальнейшем облегчит овладение навыка письма.

Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, их разделили на группы и определили назначение:

1. Игры-манипуляции. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение : в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

Например: «Посчитаем»

Поднять кисть руки вверх, широко раздвинуть пальцы.

Раз- два – три - четыре-пять!

Будем пальчики считать –

Крепкие, дружные.

Все такие нужные… (Поочередно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого)

2. Сюжетно-пальчиковые упражнения. К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья.

Например:

«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).

«Распускается цветок» - из сжатого кулака поочередно "появляются" пальцы.

«Замок» - пальцы соединяют в замок и разъединяют.

3. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»). С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

Например : "Колечко" — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.

4. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).

Например: «Помоем руки под горячей струей воды» - движение, как при мытье рук.

«Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз.

5. Театр в руке. Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

Например: «Бабочка» — сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).

Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком :

1. Желательно взрослому знать текст.

2. Все упражнения выполняются в медленном темпе, сначала одной рукой если не предусмотрено участие обеих рук, затем другой, а потом двумя руками одновременно.

3. Демонстрируйте собственную увлечённость игрой.

4. Каждое упражнение имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня 2–3 раза. Любые упражнение будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно.

5. Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу, объём внимания ограничен, невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре. Выбрав 2–3 упражнения, постепенно заменяйте новыми. При повторных проведениях игры дети нередко начинают частично произносить текст (особенно начало или конец фраз). Постепенно заучивая текст наизусть, произносят целиком, правильно соотнося слова с движениями.

6. Большое значение отводится «пальчиковой гимнастики» в музыкальном сопровождении. Она дарит много положительных эмоций и очень нравится детям. Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребёнка-дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Художественный мир народных песенок и потешек построен по законам красоты. Это доставит вам и вашим детям незабываемое времяпрепровождение.

Замок

На двери висит замок. (соединить пальцы обеих рук в замок)

Кто его открыть бы мог? (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

Постучали, (не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)

Покрутили, (покрутить сцепленные руки в запястьях)

Потянули (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

И открыли. (расцепить пальцы)

Рыбка

Рыбка в озере живёт

Рыбка в озере плывёт

(ладошки соединены и делают плавные движения)

Хвостиком ударит вдруг

(ладошки разъединить и ударить по коленкам)

И услышим мы – плюх, плюх!

(ладошки соединить у основания и так похлопать)

Снежок

Раз,два,три,четыре, (загибать пальчики)

Мы с тобой снежок слепили

(лепить,меняя положение ладоней)

Круглый,крепкий,очень гладкий.

(показывают круг,гладят ладони друг о друга)

Раз – подбросим, ("подбросить",посмотреть вверх)

Два – поймаем. (" ловят", приседают)

Три – уроним (встают, "роняют")

И … сломаем! (топают)

Капуста

Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)

Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)

Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)

Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)

В баночку кладём и пробуем.

https://multi-mama.ru/palchikovye-igry-dlya-detej/ 

Игры по развитию словарного запаса и грамматического строя речи. 

 К 4 - 5 годам малыш овладевает падежами, сначала родительным, затем дательным, творительным, предложным. Появляются глагольные времена и многословные фразы, придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения. Дети с удовольствием произносят монологи. Начинается второй период вопросов: «Почему?» Пятый  год жизни -  в  речи детей этого возраста все чаще появляются  прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, отражение временных и пространственных отношений (при определении цвета ребенок, кроме основных цветов, называет дополнительные -

голубой, темный, оранжевый), начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка). Все шире ребенок использует наречия, личные местоимения (последние часто выступают в роли подлежащих,  сложные предлоги (из-под, около и др.); появляются собирательные существительные (посуда, одежда , мебель, овощи, фрукты), однако последние ребенок употребляет еще очень редко. Свои высказывания четырехлетний ребенок строит из двух-трех и более простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные используют чаще, чем на предыдущем возрастном этапе, но все же еще редко. В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. В их речи впервые появляются предложения с однородными обстоятельствами. Они усваивают и правильно согласовывают прилагательные с существительными в косвенных падежах; пользуются более усложненной и распространенной фразой.

Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию (развитию зрительного восприятия, образных представлений, обучению анализу, сравнению предметов, их классификации), усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогают закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности ребенка

 

1.Формирование  у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи:

«Кто что делает?» (согласование личных местоимений с глаголами в роде, числе): Я иду. Мы идем. Он идет. Она идет. Они идут…

 «Что из чего сделано?» (активизировать произношение прилагательных, согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе)

«Посчитай!» ( учить детей согласовывать существительные с числительными «один», «два», «пять»).
Сколько их – всегда мы знаем,
Хорошо мы все считаем.
Один медведь – два медведя – пять медведей
Один еж – два ежа – пять ежей
Одна белка – две белки – пять белок

«Мой – моя – моё – мои», «Наш – наша – наше – наши» (согласование притяжательных местоимений с существительными в роде, числе): мой мяч, моя кукла, мое платье, мои игрушки…

"Назови правильно"

Цель: учить согласовывать местоимения с существительными и прилагательными по смыслу.

Ход: Дети выбирают по желанию овощ или фрукт и встают по одной полосе. Первый ребенок говорит: "Это мое яблоко" и делает шаг вперед. Следующий говорит: "Это мой огурец" и тоже делает шаг вперед. Когда все дети правильно назвали местоимение с существительным, воспитатель возвращается к первому ребенку и задает вопрос: "Яблоко какое? Огурец какой? Клубника какая? " (при правильном ответе - ребенок делает шаг вперед).

Выигрывает тот, кто больше назвал слов, отметив цвет, форму, величину, вкус и ушел вперед дальше всех.

"Веселая пчелка"

Цель: учить различать слова с общей корневой частью,  правильно проговаривать

окончания, развивать связную речь.

На столе разложено много овощей и фруктов. Педагог показывает детям игрушку -пчелку и предлагает поиграть с ней в прятки.

- Скажите, куда спряталась пчелка? (Переставляет пчелку так, чтобы можно было сказать:" Пчелка на яблоке, над огурцом, за помидором, между сливой и луком».)

 

«Что делаем? Что сделали?»  (употребление глаголов совершенного и несовершенного вида): лепим – слепили, рисуем – нарисовали…

«Что будем делать?» (употребление глаголов в будущем времени).

«Прятки», «Где? Куда? Откуда?» (упражнение в использовании простых предлогов в, на, у, за, под, около).

«Какой – какая – какое - какие?» (согласование качественных прилагательных с существительными в роде, числе): синяя чашка, синий платок, синее ведро, синие ленты; теплая шапка, теплый шарф, теплое пальто, теплые варежки…

«Один - много» (учить употреблять имена существительные единственного и множественного числа, согласовывая окончания)

"Назови правильно" (учить согласовывать местоимения с существительными и прилагательными по смыслу).

"Собираем урожай" (расширение  глагольного  словаря:   усвоение  формы   глаголов  единственного числа настоящего, прошедшего и будущего времени)

2Образование  формы множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употребление  этих  существительных  в именительном и винительном падежах (лисята — лисят, медвежата — медвежат):

«Назови семейку» (употребление названия  животных и их  детенышей в ед. и мн. числе): кошка – котенок – котята, утка – утенок – утята…

«Помоги маме найти своих детенышей» ( закрепить словарь существительных по теме, формировать навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами)

 «Назови семью» ( познакомить детей с названиями диких животных, их семьями; развивать речь детей).

Папа - медведь, мама - … (медведица), детеныш - … (медвежонок).
Папа - волк, мама - … (волчица), детеныш - … (волчонок).
Папа - еж, мама - … (ежиха), детеныш - … (ежонок).
Папа - заяц, мама - … (зайчиха), детеныш - … (зайчонок).
Папа - лис, мама - … (лисица), детеныш - … (лисенок).

 «Кто у кого?» ( употребление родительного падежа существительных единственного и множественного числа)

У медведицы  - … (медвежонок, медвежата).
У лисицы  - … (лисенок, лисята).
У белки  - … (бельчонок, бельчата).
У волчицы  - … (волчонок, волчата).
У ежихи  - … (ежонок, ежата).
У зайчихи  - … (зайчонок, зайчата).

«Один—много» с домашними животными и их детенышами

кошка - кошки        собака - собаки

корова - коровы        лошадь - лошади

котенок - котята       щенок - щенки

теленок - телята     жеребенок – жеребята

3. Правильное  употребление  формы  множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель):

«Чего много?» (форма множественного числа существительных в родительном падеже): игрушек, вилок, тарелок, туфель…

"Все умеем мы считать" (формирование        грамматической        категории        множественного        числа существительных)

«Что (кого) не стало?» универсальная игра  для упражнения детей всех возрастных групп в употреблении существительных во множественном числе в родительном падеже. В средней группе подбирают более трудные слова: туфли – туфель, сапоги – сапог, тапочки – тапочек, валенки – валенок, сандалии – сандалий.

Эту же игру можно использовать для усвоения категории винительного падежа. Довольно часто дети допускают ошибки при употреблении винительного падежа, так как одушевленные и неодушевленные существительные изменяются по-разному.

На столе что? – Чашки, ложки, тарелки (множ. число, именит, падеж, неодушевл. существит.).

На столе кто? – Утки, собачки, кролики (множ. число, именит, падеж, одушевл. существит.).

Кого вы видите? – Уток, собачек, кроликов (множ. число, винит, падеж).

Что вы видите? – Чашки, ложки, тарелки (множ. число, винит, падеж).

Кого не стало? – Уток, собачек, кроликов (множ. число, родит, падеж).

Чего не стало? – Чашек, ложек, тарелок (множ. число, родит, падеж).

4. Напоминание  правильной  формы повелительного наклонения  некоторых  глаголов  (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т. п.), несклоняемых существительных (пальто, пианино, кофе, какао):

«Мишка, сделай!» (употребление повелительного наклонения глаголов: ляг, скачи, положи, рисуй, ищи).

«Поручения» (упражнять в образовании форм повелительного наклонения глаголов скакать и ехать и др.)

Пересказ сказки «Заюшкина избушка»  (употребление ребенком разных форм глагола:

 не плачь, не горюй; поди, лиса, вон!;

  плачет, плачешь, плакать; гнать, гнали-гнали, не выгнали, выгоню, не выгонишь;

 лиса – дразнилась, просится, просила, упрашивала, не выпросила; испугалась, соскочила с печи, одеваюсь, шубу надеваю;

 заяц – плачет, горюет, лапками слезы вытирает; стали жить да поживать.

«Расскажи по картинке» (показывается картинка)

Что это? (Пальто.) Какого цвета пальто? Какое пальто? (Пальто синего цвета. Синее пальто)

А у меня зеленое пальто. Вспомните, какие пальто у вас. Какое пальто у тебя, Катя? А у тебя?

Вторая картинка.

Что нарисовано? (Шкафчик) В нем висят пальто. Много пальто.

Сколько пальто в шкафу? (Много пальто) А здесь сколько пальто? (Три пальто) и т.д.

Прием отраженной речи с формулировкой вопроса, с которым можно обратиться к персонажу игры:

Спроси у Наташи: «Тебе жарко в пальто?»

Спроси у Оли: «Какое у тебя пальто?»

Попроси Машу: «Расскажи о своем пальто».

«Что вы хотите делать?» (ряд  специальных упражнений с разноспрягаемым глаголом  хотеть)

Консультация для родителей:

Игры на развитие внимания, памяти и мышления.

Игра - один из тех видов детской деятельности,который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников,обучая их различным действиям с предметами,способам и средствам общения.

В игре ребенок развивается как личность,у него формируются те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Огромное значение игры для развития всей психики и личности ребенка дает основание считать, что именно эта деятельность является в школьном возрасте ведущей.

Игрой малыш овладевает при непосредственном участии взрослых (в детском саду - воспитатели, дома - родители, бабушки.).Конечно, ребенок может научиться играть сам, глядя на играющих сверстников на игровой площадке, наблюдая игры старших братьев и сестер, имея в своем распоряжении игрушки, которыми его щедро снабжают родители. Но опыт показывает, что стихийное овладение игрой происходит очень медленно и неполно, особенно в тех случаях, когда ребенок единственный в семье, а взрослые больше пекутся о его физическом благополучии и гигиене, нежели о психическом и эмоциональном благополучии.

Опыт работы с детьми показывает, что много современных детей не умеют играть. Причин у этого явления существует несколько. Прежде всего, позиция самих родителей, которые не поощряют детей играть, считая это ненужным и глупым занятием. Известно, что современная семья, как правило, имеет одного ребенка, поэтому игровой опыт не передается от старших детей к младшим. родители не считают нужным учить детей играть, они убеждены, что игра может возникнуть и сама по себе, но жизнь показывает, что развернутая игра без опыта старших детей, без специального обучения рождается сама по себе лишь у меньшинства детей. Так же причиной является тотальное влияние на детей телевидения и компьютера. зачастую все свободное время дети сидят перед вожделенным экраном или монитором.

Поэтому родителям необходимо как можно больше играть с малышом дома.

Рекомендуемые игры

1. Развивающая игра "Дорисуй"

Игра на развитие внимания детей 4-5 лет.

Взрослый раздает детям рисунки с изображениями предметов на которых отсутствуют некоторые детали. Предлагает назвать, что именно отсутствует на рисунке и дорисовать.

2. Развивающая игра "Кто спрятался"

Игра на развитие внимания детей дошкольного возраста.

Взрослый раскладывает на столе перед детьми 10 картинок с животными. после того, как ребята их рассмотрели, воспитатель просит их закрыть глаза, а в это время убирает 3-4 картинки и спрашивает : "Посмотрите, какие животные спрятались?"

3. Развивающая игра "Найди лишнее"

Игра на развитие внимания и мышления.

Взрослый четко произносит детям 6 слов, после чего просит ребят повторить слова в той же последовательности.

4. Развивающая игра "Чего не хватает".

Игра на развитие внимания.

Взрослый называет части тела человека, а дети должны выполнить соответствующие движения: дотронуться до носа, уха и т. п. (можно выполнять под ритмичную музыку).

5. Развивающая игра "Овощи и фрукты"

Игра на развитие внимания.

Взрослый зачитывает названия овощей и фруктов, детям дается команда : " Присесть - если услышат название овоща, подпрыгнуть - название фрукта".

6."Поезд"Развивающая игра

Игра на развитие внимания.

Дети становятся по кругу и имитируют движение поезда, взрослый показывает карточки, которые обозначают определенные движения : Желтая карточка-поезд рушился, красная карточка - поезд останавливался, синяя- поезд едет в обратную сторону, зеленая - поезд ускоряется.

7. Игра на развитие внимания. "Летает, прыгает и плавает"

Взрослый показывает детям картинки животных, птиц, насекомых и т. п., а детям нужно без слов показать, какие движения они делают.

8. Игра "Ладошка"

Игра на развитие воображения.

предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку и придумать, пофантазировать " Что это может быть?" Предложить создать рисунок на основе обведенной ладошки.

9. Игра на развитие воображения "Неоконченный рисунок".

Детям даются листы с изображениями недорисованных предметов. Предлагается дорисовать и рассказать о своем рисунке.

10. Игра на развитие воображения "О чем рассказала музыка"

Звучит классическая музыка. Детям предлагается закрыть глаза и представить о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.

11. Игра на развитие воображения "Что это такое?"

Используются круги разных цветов, полоски разной длины. Дети встают в круг. Взрослый показывает один из кругов, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Ответы не должны повторяться.

Консультация для родителей:

 Весёлые речевые игры для детей 4-5 лет

             Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

В современном мире речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

           В возрасте 4-5 лет  ребенок уже умеет не только слушать и понимать просьбы взрослого, но и свободно общаться со сверстниками, рассказывать о том, что они видели или слышали, спорить, рассуждать. Эти изменения свидетельствуют о том, что у детей 4-5 лет начинает развиваться так называемая внутренняя речь (внешне невыраженная, быстрая и сокращенная речь). Особенностью мышления ребенка среднего дошкольного возраста является постоянное сочетание действия и речи. Ни в коем случае нельзя заставлять думать про себя, ведь он еще не очень хорошо умеет это делать. Заметно это становление на увеличивающейся возможности детей пяти лет рассуждать по поводу какого-либо события, на умении производить сравнение предметов (легче детям находить различия, чем сходство). Сравнивая предметы, ребенок употребляет прилагательные в сравнительной степени. К пяти годам ребенок в своей речи использует сложноподчиненные предложения с союзами «потому что», «поэтому», но при ответах на вопросы часто опускает главную часть предложения и начинает сразу с придаточного («Потому что болел»). Количество слов растет, увеличивается количество местоимений, наречий, предлогов, союзов. Дети относят предметы к определенной категории (платье — одежда). Они начинают использовать слова-обобщения «тогда», «когда». Во-первых, в их активном словаре достаточно слов — названий конкретных предметов, и, во- вторых, они усвоили слова-обобщения. К тому же у ребенка должен быть накоплен определенный запас сведений об отдельных предметах, об их предназначении. Становление нормального звукопроизношения завершается к пяти годам. У большинства детей звуки уже введены в речь, и наблюдается только некоторое смешение звуков «Л» и «Р», «С» и «Ш». Формирование навыков звукового анализа становится возможным к пяти годам, узнавание звука в слове, а также подбор слов с заданным звуком, то есть развиваются простейшие формы звукового анализа. Эта способность является новообразованием пятого года жизни и свидетельствует о том, что слово для детей перестало быть только отражением предмета, но получило значение само по себе. В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка — балка, мишка — мышка). Дети улавливают в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражают им, пересказывая сказку. Они произвольно могут менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа.

            Большое значение в развитии речи детей 4-5 лет играет общение родителей с ребенком. Интерес  родителей к рассказу ребёнка помогает ему раскрепоститься и «начать» говорить, а совместные   игры и специальные упражнения по дороге домой будут способствовать  этому. Они просты,  не требуют специальной подготовки, занимают мало времени, и дают прекрасный результат. Чтобы эти упражнения были ребёнку интересны, предлагайте их в форме игр, загадок, головоломок, и так, чтобы ребенок почувствовал, что вам хочется с ним поиграть. Пусть ребёнок тоже загадывает эти задания вам или другим детям (ведь объём его знаний будет расширяться благодаря той информации, которую он получит от взрослых). В эти игры можно играть как  вдвоем, так и  в компании с другими детьми.

 «Подскажи словечко»
 Предложите ребенку закончить предложение, подобрав слово.
Например:
– Ворона каркает, а сорока?
Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:
– Сорока стрекочет.
Вопросы могут быть любыми, типа:
– Сова летает, а кролик?
– Корова ест сено, а лиса?
– Крот роет норки, а сорока?
– Петух кукарекает, а курица?
– Лягушка квакает, а лошадь?
– У коровы телёнок, а у овцы?
– У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
Фантазируйте и придумывайте разнообразные предложения.

«Кто где живет?»
Попросите ребёнка ответить на вопросы:
– Кто живёт в дупле? – Белка.
Кто живёт в скворечнике? – Скворцы.
Кто живёт в гнезде? – Птицы.
Кто живёт в будке? – Собака.
Кто живёт в улье? – Пчёлы
Кто живёт в норе? – Лиса.
Кто живёт в логове? – Волк.
Кто живёт в берлоге? – Медведь.
Можно попробовать и наоборот:
– Где живут скворцы?
– Где живут медведи? и.д.

«Горячо – холодно»
Игра направлена на расширение словаря ребёнка словами – антонимами. Ребёнок должен сказать слово противоположное по значению вашему.
Например:
Горячий – холодный
Хороший – плохой
Умный – глупый
Весёлый – грустный
Острый – тупой
Гладкий – шероховатый

«Лови да бросай – цвета называй»
В ходе игры необходимо подбирать существительные к прилагательному, обозначающему цвет. Так же происходит закрепление названий основных цветов, развитие воображения.
Взрослый, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.
Например:
Красный – мак, огонь, флаг;
Оранжевый – апельсин, морковь, заря;
Жёлтый – цыплёнок, солнце, репа;
Зелёный – огурец, трава, лес;
Голубой – небо, лёд, незабудки;
Синий – колокольчик, море, небо;
Фиолетовый – слива, сирень, сумерки.

«Весёлый счет»
Очень часто дети допускают ошибки при образовании множественного числа существительных. Исправить это можно в игре. Мама бросает мяч ребёнку, называя имена существительные в единственном числе. Ребёнок бросает мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Например:
Стол – столы,
Стул – стулья,
Гора – горы,
Лист – листья,
Дом – дома,
Носок – носки,
Глаз – глаза,
Кусок – куски,
День – дни,
Прыжок – прыжки,
Сон – сны,
Гусёнок – гусята,
Лоб – лбы,
Тигрёнок – тигрята

 

ИЛИ

 

Одна машина – две машины…. – пять машин….- десять машин;

один дом - два дома….- пять домов…..- десять домов

 

«Что бывает круглым?»
В игре происходит расширение словаря ребёнка за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.
Мама, бросая мяч, задаёт вопрос, ребёнок должен на него ответить и вернуть мяч.
– Что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)
– Что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)
– Что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)
– Что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

 

«Назови ласково»
В игре происходит закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

 Слова можно сгруппировать по сходству окончаний.
Стол – столик, ключ – ключик.
Шапка – шапочка, белка – белочка.
Книга – книжечка, ложка – ложечка.
Голова – головка, картина – картинка.
Мыло – мыльце, зеркало – зеркальце.
Кукла – куколка, свёкла – свёколка.
Коса – косичка, вода – водичка.
Жук – жучок, дуб – дубок.
Вишня – вишенка, башня – башенка.
Платье – платьице, кресло – креслице.

         

«Отгадай предмет по названию его частей»:

ствол, ветка, кора, корни, листья (дерево)

дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля)

крылья, кабина, хвост, мотор (самолёт)

глаза, рот, нос, брови (лицо)

пол, стены, потолок, окна (комната)

палуба, каюта, нос, якорь (корабль)

рукава, карманы, воротник, подол (платье)

кузов, кабина, руль, фары (машина)

лестница, этаж, подъезд, квартиры, чердак, подвал (дом)

.

«Кто – откуда?»

Идя по дороге домой, вы можете задавать разные вопросы своему ребенку, используя в вопросах различные предлоги. Ребенок вам должен отвечать, правильно употребляя предлоги.

                                              Откуда вышел мужчина?

( Мужчина вышел из магазина.)

 Откуда выехал автобус?

(Автобус выехал из-за дома.)

 Откуда вылезла кошка?

(Кошка вылезла из-под скамейки.)

 Куда зашла бабушка?

( Бабушка зашла в подъезд.)

 Где сидит ворона?

(Ворона сидит на дереве, на ветке.)

 Откуда слетел (вылетел) воробей?

(Воробей слетел с ветки, с дерева; вылетел из кормушки.)



 

 Консультация 

 Речевые игры по дороге в детский сад.

«Для дитяти игра — действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает.В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нём,чем следы действительной жизни, в которую он не мог ещё войти по сложности её явлений и интересов…» К.Д.Ушинский
Что дает детям игра??? Она имеет большое значение
в жизни каждого ребенка. Игра - не задача, не долг, не закон.
Игра дает увлеченность, она вовлекает и активизирует
способности ребенка. Именно в игре, как ведущей деятельности дошкольников,создаются наиболее благоприятные предпосылки для развития разнообразных психических свойств и процессов. Именно игры помогают выработать умение правильно произносить звуки, слова, усваивать грамматические формы родного языка, преодолевая при этом определенные трудности.
А есть ли у Вас, уважаемые мамы и папы, время играть со своим ребенком???
Конечно есть!!! И это время по дороге в детский сад.

«Веселая семейка»

Правильно назвать животных и их детенышей.+
- Мама - лиса, папа - лис, малыши - лисята.
- Петух, курица, цыплята.
- Кот, кошка, котята.
- Гусь, гусыня, гусята.
- Медведь, медведица, медвежата.

«Один - много»

Один карандаш- много карандашей
один лист- много…
одно окно-много…
один крокодил-много…
один холодильник -много…
одно облако- много…

Игра «Найди ошибку»

Взрослый произносит ребенку предложение со смысловой ошибкой. Ребенку необходимо найти ошибку и исправить предложение.
Примеры предложений:
Катя ела чашку.
Коля обул на ноги пальто.
Каша съела Машу
Жираф- хищное животное
Птенцы кормят птицу.
Заяц охотится на льва
В лесу живет слон
В Антарктиде было очень жарко.
На березе растут груши.

«Когда это бывает?»

«Дети лепят снежную бабу», «Мальчики вешают скворечники», «Девочки собирают букеты цветов», «С деревьев опадают желтые листья» «Дети ловят рыбу», «Катя с Машей собирают
семена цветов», «Катаются на лыжах», «Собирают урожай», «Купаются в реке»…

"Подбери словечко"

Про что можно сказать «идет»… (снег, автобус, коса, усы, человек, дождь, снег), «бежит» (ручей, спортсмен, вода, время ), «сверкает»…(самовар, сапог, алмаз, пятки), "свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер); "старый"… (дом, пень, человек, ботинок); "свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть); "старая" (мебель, сказка, книга, бабушка); "свежее"… (молоко, мясо, варенье); "старое"…(кресло, сиденье, окно).

"Выбери правильное слово"

Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета,
предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.
Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?
Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).
На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.
Осенью дует … (холодный, сильный ,мокрый) ветер.
Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).
Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).
Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).

«Кто кем был?»

лошадь (жеребёнком), шкаф (доской), ботинки (кожей),
лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), цыплёнок (яйцом),хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью),рубашка (тканью), рыба (икринкой).

«Я начинаю, а ты продолжай»

Рыба живет в воде, а птица в …
Летом жарко, а зимой…
Сахар сладкий, а лимон…
Летом идет дождь, а зимой…
Днем светло, а ночью…
Слон большой, а мышка…
Вата белая, а сажа…
Река широкая, а ручей…
Камень тяжелый а пух…
В лесу растут…
На огороде растет…
В поле живут…
Рыбу ловят…
На дереве растет…

Игра «Отгадай предмет по названию его частей» 

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево)..

Игра «Отгадай, что это»

 Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом. Например: Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи). Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие. Движется по дорогам, по воде, по воздуху….

Игра «Назови лишнее слово»

 Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее». -  шкаф, кастрюля, кресло, диван; пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа; слива, яблоко, помидор, абрикос, груша ….

Игра «Назови ласково» (упражнение в словообразовании):

синица – синичка, кошка-кошечка…..

Игра «Какой? Какая?» Подобрать как можно больше признаков к     предмету (согласование прилагательных с существительными):

лиса (какая?)… ,

белка (какая?)…,

заяц (какой?)….

Консультация 

 «Как воспитать навыки правильного звукопроизношения 

у ребёнка»

О красивой, правильной речи своего ребёнка мечтает каждый родитель.

Серьёзность такой задачи, как воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста, должны осознавать и родители, и педагоги. Важно, чтобы окружающая среда ребёнка была вполне полноценной, то есть и родители, и воспитатели говорили правильно, внятно.

Детям с недоразвитием речи значительно сложнее выражать связность своих мыслей как в устной, так и, в будущем, в письменной речи (возникают нарушения письма различной тяжести). Им трудно поддерживать диалог со сверстниками и взрослыми. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка. Поэтому задача всех заботливых родителей - вовремя обратить внимание на речевое развитие ребёнка.

Для детей дошкольный возраст - это время энергичного развития речи, в частности овладение правильным звукопроизношением.

Как помочь родителям воспитать у ребёнка навыки правильного звукопроизношения, уже начиная с младшего дошкольного возраста?

Вот некоторые рекомендации для родителей:

- Речь ребёнка, в первую очередь, становится по подражанию.

1. Не подстраивайтесь к языку малыша (лепетание, сюсюканье и другие искажения). Подобная манера общения не только не стимулирует ребёнка к овладению правильным звукопроизношением, но и надолго закрепляет его недостатки.

2. Произносите всегда все слова чётко и правильно.

Большое место должны занимать игры и занятия, направленные на выработку у детей чёткой дикции, правильного звукопроизношения, развития слухового внимания и фонематического восприятия.

3. Полезны игры, основанные на звукоподражании (как звенит колокольчик – дзинь, дзинь; как стучат колёса поезда - тд, тд; как кричит кукушка - ку-ку и т. п.).

4. Для развития диалогической и монологической речи хорошо использовать игровой метод в сочетании с приёмами показа, пояснения, указания, с вопросами. Это может быть любая воображаемая ситуация в развернутом виде, в котором присутствует сюжет и есть роли, наделённые игровыми действиями. Например, в играх «Больница», «Магазин», «Строители». Желательно, чтобы ребёнок не был предоставлен в играх самому себе. В сюжетные игры играйте вдвоём или всей семьёй.

Обогащая активный и пассивный словарный запас ребёнка, используйте словесные методы в сочетании с практическими наглядными. Основными словесными методами являются – беседа, рассказ, чтение. Всё это можно использовать с ребёнком в игре, в транспорте, на прогулках. Куда бы вы ни шли – общайтесь с ребёнком, объясняйте, поясняйте, что вокруг вас, почему это так устроено и зачем это нужно. Такими действиями и приёмами вы развиваете его внимательность, любознательность, мыслительные процессы. Ребёнок будет стремиться к новым знаниям, если с детства у него вызывать заинтересованность к окружающему миру через игру.

5. Используя пальчиковые игры, хорошо развивать речь, память, внимание, мышление, мелкую моторику рук, координацию движений.

Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы и мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц, если можно тренировать мышцы рук, ног, то это значит, что можно тренировать и мышцы языка и губ. Вот для этого и существует артикуляционная гимнастика, даже если Ваш ребёнок не говорит, она поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. Несомненно, что постановкой и автоматизацией звуков должен заниматься только логопед. Некоторые родители считают, что повторяя многократно слова, чистоговорки, и даже скороговорки, они могут воспитать правильное звукопроизношение у ребёнка. Они и не подозревают, что сначала ребёнок должен научиться, правильно произносить изолированный звук, затем закрепить его в слогах, словах, а только потом во фразе.

Для занятий дома с родителями предлагается проводить артикуляционную гимнастику, тем более, что в раннем возрасте и младшем возрасте только этот подготовительный этап уже может помочь малышу достичь правильного звукопроизношения. Упражнения подбирает в соответствии с нарушением речи ребёнка логопед. Проверив, какие звуки не произносит Ваш ребёнок, логопед подберёт комплекс упражнений именно для этого нарушения. Для неговорящих детей и детей с большим количеством дефектных звуков, подойдёт основной комплекс артикуляционной гимнастики.

В чём заключается работа

учителя – логопеда»

Профессиональная деятельность учителя-логопеда ДОУ направлена на оказание своевременной коррекционно - педагогической помощи детям с речевыми нарушениями. Одной из основных задач учителя - логопеда является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми.

Дети с нарушениями речи, безусловно, нуждаются в квалифицированной помощи логопеда. Некоторые родители понимают серьёзность речевых нарушений и значимость логопедических групп. Но иногда логопеду приходится сталкиваться с ситуацией, когда родители 4 - 5-ти летних детей не подозревают о последствиях, считая, что у их ребенка все в порядке или само нормализуется к школе.

Родителям знать, ВАЖНО!

  • Речевые дефекты сами собой не исчезают. Если их своевременно не устранить, то нарушения закрепляются, становятся стойкими, а дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются.
  • В логопедическую группу детского сада, зачисляются дети со схожими речевыми нарушениями, с сохранным интеллектом и слухом, обычно в возрасте 5-ти лет на один-два года обучения, после прохождения ПМПК.
  •  Бояться ПМПК не следует. Прежде всего, обследование проводится исключительно в интересах ребенка. В состав ПМПК входят: руководитель комиссии, логопед, дефектолог и психолог, социальный педагог, врач-психиатр, врач-педиатр. Заключение ПМПК носит рекомендательный характер. Родители будут осведомлены об особенностях речевого развития ребенка, а итоговое решение о поступлении в логогруппу всегда остается за ними.
  • Существуют различные речевые нарушения (ОНР, ФФНР, дизартрии и т. д., )
  • Логопедические группы ДОУ – такая форма коррекционного обучения, которая способствует постепенному развитию всех компонентов речи. Вопреки распространенному мнению, логопед не только «ставит» звуки. Работа логопеда в коррекционной группе ведётся по развитию у детей внимания, зрительного и слухового восприятия, памяти и мышления, расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи, обучение грамоте. Логопедические занятия дают хорошую подготовку детям к школьному обучению.

Занятия в логопедической группе способствуют постепенному развитию всех компонентов речи:

  • правильное произношение звуков и применение их в различных ситуациях;
  • выполнение звукобуквенного анализ и синтез слогов и слов, необходимый для успешного обучения чтения и письму;
  • расширение и обогащение словарного запаса детей;
  • развитие связной речи и обучение грамоте;
  • расширять и активизировать словарного запас наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, правильно соотносить слова с образом предмета, использовать обобщающие понятия.

Преимущество логопедических групп:

  • Наполняемость группы 15 человек.
  • На группе работают учитель-логопед, педагог-психолог, 2 воспитателя, помощник воспитателя.
  • С детьми работают опытные воспитатели исключительно с педагогическим образованием и окончившие специальные логопедические курсы, учитель-логопед с высшим коррекционным образованием.
  • Помимо групповых занятий, логопед занимается коррекцией речи детей в индивидуальном порядке, с каждым ребенком отдельно, работая над проблемами конкретного ребенка. Так что, можно сказать, что внимание детям здесь уделяется больше, чем в обычной группе.
  •  Обучение правильной речи осуществляется в процессе регулярных, последовательных занятий, которые позволяют сформировать у вашего ребенка динамический стереотип грамотной и правильной речи группы.
  • По уровню подготовки к школе выпускники логопедических групп зачастую обгоняют детей, посещавших массовые группы.

В остальном же  логопедическая группа ни в чем не отличается от обычной – тот же распорядок дня, те же прогулки, те же утренники, то же самое питание.

Материал подготовлен  из источников:http://logoportal.ru/statya-16786.html; maam.ru

 

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

Консультация «Летние советы логопеда»

Учебный год закончен. Впереди летний оздоровительный период!

Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.

Поэтому прислушайтесь к моим рекомендациям:

Делайте артикуляционную гимнастику

Тренируйте силу и длительность выдоха.Можно:

• Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;

• Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь);

• Надувать воздушные шарики;

• Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи;

• Учиться плавать, выдыхая в воду, нырять;

Играть на музыкальных игрушках: дудках, трубах, флейтах, губных гармошках;

• Дуть на детские флюгера.

Развивайте мелкую и общую моторику:

• Учите детей шнуровать обувь, завязывать шнурки.

• Собирайте, перебирайте ягоды, камешки, пуговицы, бусины и т. д.

• Выкладывайте рисунки из камней, шишек, спичек, крупы);

• Играйте с глиной, мокрым песком;

• Играйте с мячами и мячиками (бросайте, ловите, попадайте в цель)

• Учите детей кататься на самокате, велосипеде, роликах.

• Рисуйте на асфальте цветными мелками.

В дождливые дни можно:

• Собирать мозаики, конструкторы, пазлы;

• Перебирать крупы;

• Играть с пальчиками

• Раскрашивать раскраски цветными карандашами;

• Складывать простое оригами, делайте аппликации.

• Вышивать (крупным крестиком);

• Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);

• Плести из бисера, бусин, резиночек.

• Лепить из пластилина, пластика, теста.

• Читать книги

Обогащению словарного запаса ребенка новыми словами будут способствовать:

Летние путешествия, новые впечатления от поездок, походов в лес.

• Экскурсии в музеи, дворцы, парки.

• Посещение театра, цирка, дельфинария…

Продолжайте вместе с детьми:

• Читать художественные произведения, сказки, детские журналы;

• Пересказывайте короткие сказки, рассказы, истории;

• Придумывайте свои сказки, рассказы, небылицы…

• Отгадывайте загадки, учите стихи.

• В вечернее время беседуйте с ребенком о том, что произошло и запомнилось за этот день (это помогает развить память, речь и сплотить вас с ребенком)

Лучше исключить:

• Просмотр боевиков, «ужастиков», «западных» мультфильмов с насилием и жестокостью.

• Покупку игрушек, раскрасок, картинок с изображением агрессивных героев и монстров.

Такие фильмы, как правило, не несут в себе никакого обучающего момента. Зато провоцируют агрессию, приучают к мысли, что насилие – это форма поведения. Дети могут переносить увиденное в свои игры. Вряд ли это сделает вашего ребенка желанным партнером для других детей. Кроме того, у предрасположенных к этому ребят такие фильмы могут спровоцировать заикание или энурез.

Игры на отдыхе

Предлагаю Вашему вниманию игры, которые вы можете использовать, отдыхая с ребёнком на даче, на пляже, в парке или по дороге в транспорте. Всегда можно совместить «приятное с полезным»:

«Что из чего?»

• Назови как можно больше предметов, сделанных из указанного материала.

Например: Мясо – мясной бульон, мясной фарш, мясная котлета, мясная колбаса…

(Дерево…металл …стекло… бумага… кожа… шоколад…пластмасса…резина)

«Пятерочка»

• Подбери по пять слов, раскрывающих каждое обобщение. Называй слова и считай (или шагай, хлопай)

Например: Я знаю молочные продукты – Кефир раз, ряженка два, йогурт три, масло четыре, сметана пять.

(Фрукты, птицы, деревья явления природы, имена девочек и т. д)

«Пять действий»

• Перечисли действия, которые можно совершать с указанным предметом.

Например: Шоколад – его можно кушать, подарить, купить, растопить, угостить друга, испачкать руки…

(Книга…лимон …карандаш …цветок и т. д)

«Кто больше?»

• Говорим любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?".

Например: трава (какая она) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная

• Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.

"Подбери словечко"

• В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

Про что можно сказать:

Свежий - (воздух, огурец, хлеб, ветер);

Старый- (дом, пень, человек, ботинок);

Свежая- (булочка, новость, газета, скатерть);

Старая- (мебель, сказка, книга, бабушка);

Свежее - (молоко, мясо, варенье); и т. д.

«Вот, так магазины!»

• Перечисли товары, которые могут продаваться в магазинах с указанными названиями.

Например: магазин «Сладкоежка» - пирожные, торт, мороженое, конфеты, шоколад, мармелад, печенье, зефир, халва…

(«Мелодия», «Школьник», «Океан» ,«Шкатулка», «Свет» «Все для дома», «На старт!» ,«Три толстяка» и др.)

«Мир животных»

• Назови как можно больше животных, у которых есть указанная часть тела

Например: Рога есть у …оленя, лося, коровы, барана, яка…

(Лапы есть у… Копыта есть у …Перья есть у … Чешуя есть у …

Крылья есть у … Клыки есть у … и т. д.)

«Цвет и ответ»

• Подбери названия трех предметов такого же цвета. Если подберешь пять слов, ты – победитель!

Например: Монета такого же цвета, как мамина цепочка, столовая ложка, вилка, кастрюля.

(Больничный халат такого же цвета, как…и т. д. с помидором, ёлкой, вишней, цыпленком)

«Три части»

• Назови по три части указанных предметов. Если назовёшь пять частей, ты – победитель!

Например:Я знаю 3 части машины: кабина, руль, сиденье, фары, кузов.

(3 части дома, велосипеда, корабля, стула)

Проведите максимально больше времени со своим ребенком,

ведь он так этого ждет!

Приятного вам отдыха!


Как организовать логопедическое занятие дома.

 Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Не усаживайте малыша за стол! Уютно расположитесь с ним на ковре или диване.

Помните, что основная деятельность детей – игровая. Все занятия должны строиться по правилам игры!

Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное королевство или пойти в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом.

Редкий ребенок будет сидеть на месте, и впитывать знания. Возможно, вам придется ходить за малышом по комнате, показывать ему картинки, в то время как он будет сидеть под столом или качаться на своей любимой качалке-лошадке.

Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятия обязательно проявится.

Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией!

Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15 – 20 минут.

Через 15 – 20 минут внимание ребенка рассеется, и он не будет способен воспринимать никакую информацию. Некоторые дети не могут сконцентрироваться и на это время, ведь каждый ребенок индивидуален. Если вы увидите, что взгляд вашего ребенка блуждает, что он совершенно никак не реагирует на вашу речь, как бы вы ни старались и не привлекали все знакомые игровые моменты, значит, занятие необходимо прекратить или прервать на некоторое время.

Лучшее время для занятий – утром после завтрака или во второй половине дня после сна.  

Разбейте блок игр и упражнений на несколько частей. Например, пальчиковую и артикуляционные гимнастики проведите утром, развитием речи позанимайтесь на прогулке, а развитием фонематического слуха – во второй половине дня.

Отложите занятие, если ребенок болен или плохо себя чувствует.

Знакомьте ребенка с детской литературой! Старайтесь ежедневно прочитать малышу хоть несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте ребенку вопросы по тексту.

«Когда же можно все успеть?» - спросите вы. Чтение книг можно отложить на вечер перед сном. Проверено! Чтение перед сном становится любимым занятием ребенка – ведь еще 15 – 20 минут можно пободрствовать, пообщаться с родителями, поделиться своими секретами. Желательно, чтобы тема литературного произведения совпадала с лексической темой недели.

Пользуйтесь наглядным материалом!

Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Например, при  изучении темы «Фрукты», покажите их в натуральном виде или воспользуйтесь муляжами, картинками.

Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.

Не употребляйте слово «неправильно»! Не «сюсюкайтесь»!

Поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу. Если он назвал поезд «ту-ту», подтвердите его ответ двумя вариантами слова: «Да, это поезд, ту-ту».

Если же вы строго скажите, что это не «ту-ту», а поезд, возможно, в следующий раз малыш больше не захочет с вами общаться.

Во время занятий с неговорящими детьми пользуйтесь просьбой «Покажи!». Например, при изучении темы «Одежда» попросите ребенка показать платье, пальто, брюки, шубу и т.д. Пассивный словарь (словарь в памяти, не используемый в речи) малыша будет расширяться и накапливаться. Когда он заговорит, эти слова появятся в его активе.

Не забывайте поощрять ребенка!

Угостите малыша в конце занятия конфетой или фруктами («Передал мишка или куколка, которые были на занятии»). Можно придумать свою систему оценивания.

Не используйте при оценивании деятельности ребенка слово «плохо». Пользуйтесь выражениями «не очень внимательно», «недостаточно старался» и т.п.

При выполнении заданий отмечайте для себя те упражнения и игры, которые вызвали трудности у ребенка. Эти задания рекомендуется повторить позже или во время следующего занятия.

Как отмечалось раньше, в занятие должны входить пальчиковая и артикуляционная гимнастики.

Для чего же они так необходимы?

Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитие речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетается речь и движение рук.  Видимо, уже в древности была подмечена взаимосвязь эти процессов. У детей с задержкой речевого развития очень часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики пальцев рук. У таких детей развитие движение пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.

 Выполнение упражнений должно быть регулярным, время выполнения около 3 – 5 минут.

 Что же такое – артикуляционная гимнастика?

Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое нёбе. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т.д., значит, можно тренировать и мышцы языка и губ. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Даже если ребенок еще не говорит, артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого звукопроизношения.

Гимнастика органов речи является подготовительным этапом при постановке звуков. Несомненно, постановкой и автоматизацией звуков должен заниматься только логопед! Некоторые родители почему-то считают, что они смогут воспитать у ребенка правильное произношение, многократно повторяя чистоговорки и скороговорки. Они и не подозревают, что сначала ребенок должен научиться правильно произносить изолированный звук, затем закрепить его в слогах, словах, а потом во фразе. Но, хотелось бы еще раз повториться, постановкой и автоматизацией звуков можно заниматься только под руководством логопеда.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, а лучше два раза в день – утром и во второй половине дня после прогулки. Будьте терпеливы, спокойны и ласковы.

                  Сначала упражнения выполняются в медленном темпе обязательно перед зеркалом. На первых занятиях можно ограничиться  и двукратным выполнением упражнения, главное, чтобы оно было выполнено качественно. Затем количество повторений увеличивают, доводя до 10 – 15 раз. Когда ребенок научится правильно выполнять движения, зеркало можно убрать.                              Если у ребенка не получается какое-то движение, можно использовать механическую помощь. Ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем помогите поднять ребенку язык.

Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намажьте губу вареньем, шоколадом или медом в зависимости от того, что любит ваш ребенок.

Занятия должны проводиться в игровой форме, ведь это основная деятельность детей. Можно привлечь любимую игрушку: «Давай покажем зайке, как правильно выполнять гимнастику для язычка».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий